Чтобы привлечь покупателей и выделиться в своей нише, применяйте уникальные торговые предложения (Unique Selling Proposition). С его помощью вы донесете до аудитории реальную выгоду от приобретения продукта и смотивируете совершить покупку. Рассказываем, что такое разработка УТП, каких видов бывает и где применяется. Разберем примеры и дадим пошаговую инструкцию с формулами для самостоятельного составления эффективного предложения.
  
Что такое УТП и зачем оно нужно
Уникальное торговое предложение — УТП — это презентация товара или услуги с описанием функций и характеристик, которые выгодно выделяют их на фоне аналогичных продуктов конкурентов.
Озвучивая УТП, вы говорите с клиентом на языке выгод. Потенциальный покупатель понимает, каким образом именно ваш продукт удовлетворит его потребности полнее, быстрее и качественнее.
УТП, позиционирование и оффер: в чем разница?
Разберемся, почему эти три понятия некорректно сравнивать.
Позиционирование — это образ компании в глазах целевой аудитории,некая неизменная характеристика, отвечающая на вопрос: «Что делает эта компания и чем ее продукт отличается от предложений конкурентов?». Позиционирование формирует у ЦА определенное восприятие бренда, создает нужные ассоциации и образы, но при этом не мотивирует купить продукт прямо сейчас.
Оффер — это конкретное торговое предложение с четко обозначенными выгодами. Зачастую имеет ограничение по времени. Оффер убеждает потенциального покупателя приобрести продукт здесь и сейчас. Он работает как своеобразный крючок для привлечения новых клиентов.
Оффер, УТП и позиционирование — это принципиально разные маркетинговые инструменты и результат они приносят разный. Позиционирование говорит о деятельности компании, оффер нацелен на быстрые продажи, а УТП — это презентация выгоды покупки для покупателя.
Для большей наглядности сравним УТП, позиционирование и оффер на примере сайта студии йоги:
  
Сферы применения
Используйте готовое УТП в баннерной и контекстной рекламе, разместите на главной странице сайта или в одном из блоков лендинга.
Уникальное торговое предложение идеально впишется в email-рассылку и будет органично смотреться на товарной карточке в каталоге.
Озвучивайте УТП во время проведения акций и распродаж. Как правило, такие мероприятия производят ажиотаж, а значит УТП запомнится большему числу людей. Будьте у аудитории на слуху и привлекайте новых клиентов.
Плюсы и минусы
Какую пользу принесет грамотно составленное УТП:
- 
	повысит продажи; 
- 
	привлечет новых клиентов; 
- 
	повысит узнаваемость бренда; 
- 
	сделает рекламу эффективнее,; 
- 
	увеличит лояльность целевой аудитории; 
- 
	позволит конкурировать без демпинга; 
- 
	увеличит конверсию сайта и рекламных материалов. 
И все же немногие компании тратят время и деньги на разработку уникального торгового предложения. Владельцы бизнеса, которые не признают необходимость использования такого инструмента, приводят в качестве аргументов следующие причины:
- 
	Я — как все, у меня нет отличительных особенностей. 
- 
	Недобросовестные компании могут скопировать мое УТП, 
- 
	Перенасыщенный рынок удовлетворяет потребительские запросы и без УТП. 
С ними можно поспорить хотя бы потому, что уникальное торговое предложение помогает грамотно отстроиться от конкурентов, что необходимо любой компании независимо от сферы деятельности и масштабов.
Каким бы высоким ни был спрос на конкретный продукт, оптимальное соотношение цены и качества будет ключевым критерием выбора. И именно УТП позволяет информировать ЦА об этом и других преимуществах.
Другие доводы в пользу разработки УТП:
- 
	Изучите ЦА и конкурентов. Зная потребности первых и преимущества вторых, вы сможете внести соответствующие изменения в продукт и улучшить качество клиентского сервиса. УТП — не волшебная кнопка, нажав на которую, ваши конкуренты переманят клиентов к себе. Это лишь маркетинговый инструмент, которым, к тому же, надо уметь пользоваться 
- 
	Перенасыщенность рынка — еще один повод совершенствовать компанию, сервис, технологии, конечный продукт — все то, что позволит вам оставаться в числе лучших. 
Основные принципы
Что должно содержать хорошо сформулированное УТП?
- 
	Конкретику. Как и оффер, УТП должно содержать четко сформулированные выгоды, быть детализированным, но не перегруженным. Сразу вспоминается Яндекс с его УТП «Найдется все». 
- 
	Уникальность. Озвучьте в УТП эксклюзивную выгоду для клиента. Убедитесь, что никто из конкурентов не предлагает то же самое. 
 
- 
	Эффективность. Акцентируйте внимание аудитории на главной выгоде. 
Чтобы определять эффективность выбранной маркетинговой стратегии, находить результативные каналы продаж и анализировать рекламные кампании, подключите сквозную аналитику MANGO OFFICE. Ничего не придется делать вручную — система автоматически соберет данные из коллтрекинга, CRM и с рекламных площадок в один емкий и понятный отчет.
Виды УТП
Перед тем, как разрабатывать предложение, ответьте на главный вопрос — какой посыл вы хотите в него вложить? Это поможет вам составить сильное и честное предложение. Примеры УТП:
- 
	УТП с проблемой — «МИГ и голова не болит!» 
- 
	УТП с плюшками — «С 12 до 16 любой ланч за 300 рублей» Дзёдо 
- 
	УТП с достоинством — «Расширяем права мира на дизайн» Canva. 
- 
	УТП с уникальностью — «M&M`s — тает во рту, а не в руках». 
- 
	УТП с хорошим недостатком — «Репетитор по ОГЭ и ЕГЭ, который не перехвалит вашего ребенка». 
- 
	УТП для точной сегментации — «Мы помогаем ботанам, неудачникам и мутантам» Nerd Fitness. 
Как видите, каждый слоган не только содержит в себе уникальное торговое предложение, но и доносит до аудитории идею продукта.
  
Как составить УТП: инструкция, формулы, примеры
Прежде чем приниматься за составление красивой и действенной фразы, которая войдет в историю и обеспечит вам обширную и постоянную ЦА , проведите тщательный маркетинговый анализ. Имея на руках объективные результаты исследований и набор подходящих формул, вы соберете качественное предложение легко и быстро, как конструктор. Пошаговый процесс разработки УТП выглядит так:
- 
	Изучение компании и продукта. Изучите специфику бизнес-процессов, технологии производства, характеристики и свойства продукта, особенности сопутствующего сервиса. 
- 
	Мониторинг конку 
рентов. Обратите внимание, какие выгоды и доводы звучат в их предложениях, насколько они отвечают потребностям целевой аудитории.
	 Создайте таблицу для сравнения конкурентов и запишите туда их самые сильные преимущества. Так вы получите наглядную картину ваших сильных и слабых сторон и избежите повторов в УТП.
- Сегментирование и изучение ЦА. Для начала разделите целевую аудиторию на группы со схожими параметрами: пол, возраст, семейное положение, доход, регион и прочее. Для каждого сегмента составьте портрет покупателя.
	    Затем проанализируйте каждый аватар: боли, желания, потребности. Какие жизненные ситуации заставляют людей совершить покупку? По каким критериям они выбирают компанию или продукт?
	 Чем тщательнее вы изучите ЦА, тем более привлекательным будет ваше  УТП.
- Поиск атрибута позиционирования продукта. Изучив продукт и целевую аудиторию, определите, какие потребности и в каком сегменте закрывает продукт.
Случается, что после проведения детального исследования компания приходит к выводу, что ее товар или услуга бесполезны, или имеют недостаточно ценности, или уступают в качестве конкурентам и прочее.
	 Приходится дорабатывать продукт или пытаться компенсировать недочеты высоким уровнем сервиса, а иногда и вовсе пересматривать всю концепцию.
- Анализ ключевых выгод для потребителя. На основе атрибута позиционирования сформулируйте УТП, говоря с аудиторией на языке выгод — что получит клиент, воспользовавшись вашим предложением. Что такого способны дать только вы?
- 
	Формирование УТП. На этом пункте остановимся и подробнее поговорим о формулах для составления УТП: 
- 
	Продукт + ЦА. 
 Косметолог «Помогаю женщинам выглядеть желанными», обувной магазин «Обувь для женщин с размером 40+».
 
- 
	Продукт + эмоция. 
 MAYBELLINE «В восторге от тебя, а ты от Maybelline», Аленка «Вкус, знакомый с детства», TWIX «С какой палочкой вкуснее твой чай?».
 
- 
	Продукт + гарантия. 
 AliExpress «Доставим в срок, или покупка за наш счет», репетитор «Готовлю к ОГЭ и ЕГЭ. Если наберете менее 80 баллов — верну деньги».
 
- 
	Продукт + инновация. 
 Антивозрастная косметика «Инновационная крем-сыворотка избавит от морщин за месяц».
- 
	Продукт + превосходство. 
 Lexus «Стремление к совершенству», Apple (очень давно) «Does more. Costs less. It's that simple».
 
- 
	Продукт - страх/боль клиента. 
 Детская стоматология «Лечим зубки во сне», продукция для аллергиков «Экопорошок без фосфата и хлора!», Эспумизан «Спокоен малыш — счастлива мама».
 
- 
	Продукт + необычное свойство. 
 «RedBull окрыляет», Coca-Cola «Попробуй чувства на вкус», SAMSUNG «Добавляйте вещи во время стирки».
 
- 
	Продукт + свойство/преимущество/выгода. 
 Эльдорадо «Территория низких цен», Tiret «Устранит засор за 5 минут», такси «Чистый салон, новые машины, молчаливый водитель, подача — 10 минут».
 
- 
	И, напоследок, УТП «за гранью». 
 Бюро ритуальных услуг «Пишите смс за рулем», магазин сантехники «Толчок для размышлений», Евросеть «Цены просто охОЧЕНЬ НИЗКИЕ».
Распространенные ошибки
Составление УТП подобно лотерее — никогда не предугадаешь, «выстрелит» ли оно. Однако есть типичные ошибки, которые лучше знать и предугадывать:
- 
	Ложное УТП — свои обязанности вы выдаете за возможности.«Нашли неисправность? Вернем деньги» — вам и так придется их вернуть по закону о защите прав потребителей. «Только здесь и только у нас свежий хлеб каждый час!» — ну да, ну да. А конкуренты сухари продают. 
 
- 
	Шаблонное УТП — все эти «самые лучшие», «самые опытные» и прочие «самые-самые» не вызывают ничего, кроме рекламной слепоты. Лучше заменить их на емкие и понятные аргументы. Например, не «Самая выгодная доставка» а «При заказе от 3 тыс. рублей доставка — бесплатная». 
 
- 
	Безадресное УТП — создание предложения без учета портрета ЦА. Это вы импортируете кофе с уникальных плантаций. Так бы вы его и продавали, как «Кофе с уникальных плантаций Зимбабве!», если бы не знали, что клиенты хотят получать «наслаждение от каждой чашки бодрящего напитка». 
 
- 
	Фантастическое УТП — любые сомнительные или заведомо ложные заявления: «Обучим китайскому языку за 2 месяца!». 
  
Что важно запомнить
- 
	Уникальное торговое предложение — уникальный маркетинговый инструмент и символ вашего бренда. 
- 
	Создание УТП поможет вам отстроиться от конкурентов и привлечь новых покупателей. 
- 
	Актуализируйте торговое предложение вовремя: этого обновляйте портрет ЦА, отслеживайте растущие потребности потенциальных клиентов, не упускайте из виду конкурентов и следите за переменчивыми тенденциями рынка. 
- 
	Не используйте ложные, шаблонные, безадресные и фантастические УТП.